ТОП 10 лучших статей российской прессы за Feb. 28, 2025
Герман на холме
Автор: Евгений Бунтман. Дилетант
3 мая 1905 года 14 жителей немецкого города Билефельд основали футбольный клуб «Арминия». Выбор названия был в то время для них очевиден: к югу от Билефельда простирался Тевтобургский лес. А там, рядом с городом Детмольд, возвышался гигантский 53-метровый памятник вождю Арминию, возведённый в 1875 году как символ величия Германской империи.
Про Арминия никто не вспоминал полторы тысячи лет. В 1506 году были впервые изданы труды античного историка Тацита, который подробнейшим образом рассказывал о жизни вождя херусков. В частности, в книге Тацита была следующая фраза: «Это был, бесспорно, освободитель Германии, который выступил против римского народа не в пору его младенчества, как другие цари и вожди, но в пору высшего расцвета его могущества».
Каждое последующее поколение немцев переосмысливало фразу Тацита, пытаясь осовременить Арминия и представить, от кого бы он мог освободить Германию в данный момент.
Через 11 лет доктор Мартин Лютер опубликовал свои 95 тезисов, положивших начало Реформации. Для него Арминий (Герман, как его называет Лютер) — важный символ. Герман боролся с Римом, — а Рим, вернее, римская Церковь, — главный враг Реформации.
С тех пор фигура Германа становилась всё популярнее. Правда, у большинства драматургов он получался довольно абстрактной античной фигурой, хоть и с проглядывающим национальным подтекстом.
Ещё через 300 лет после Лютера, когда Пруссия терпела поражение за поражением в войнах с Наполеоном, просвещённая часть германского общества искала утешения в народных песнях, в истории — и снова вспомнила про Германа-Арминия. В 1808 году Генрих фон Клейст написал героическую пьесу «Битва Германа», в которой герой призывал разрозненные германские племена к борьбе против римлян. Конечно, под племенами подразумевались раздробленные немецкие княжества, а под римлянами — французы. При жизни фон Клейста пьеса не была опубликована, в это время Пруссия ненадолго заключила союз с Наполеоном. Но после первых постановок «Битва Германа» стала одним из главных патриотических произведений 19-го века.
В 1826 году только что вступивший на престол баварский король Людвиг I выбрал на берегу Дуная место для Вальхаллы — германского зала славы. Просвещённый монарх велел поместить в Пантеон бюсты не только прославленных полководцев, но и учёных, писателей и композиторов. Там нашлось место Фридриху Великому и Фридриху Барбароссе, Лютеру и Канту, Моцарту и Копернику. Но перед зрителем, смотрящим на новую Вальхаллу, открывались прежде всего батальные сцены на фризах: с юга — создание Германского союза, с севера — битва в Тевтобургском лесу.
В 1838 году баварский скульптор Эрнст фон Бандель отправился в Пруссию для работы над грандиозным памятником, который должен был символизировать величие Германии, единство нации и победу (прошлую и будущую) над врагами. Проект был неправдоподобно гигантским — статуя Германа-Арминия должна была превзойти все самые смелые фантазии.
На открыточных видах памятника не так хорошо понятен масштаб и размах. В 1870 году уже постаревший фон Бандель позировал рядом с фрагментами своего творения: скульптор на этом снимке смотрится лилипутом рядом с кистью Арминия, сжимающей рукоять меча.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.