ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Dec. 28, 2020

Пандемия уберегла нас от мировой войны, перезагрузив цивилизацию

Рейтинг: 0

Автор: ЯРОСЛАВ КОРОБАТОВ. Комсомольская Правда. Москва

Как отразилась вспышка COVID-19 на образе жизни, мироощущении и ценностях людей, обсуждаем с профессором-культурологом.

Вот уже почти почти год, как мы живем в условиях пандемии COVID-19, соблюдаем социальную дистанцию, масочный режим и работаем на удаленке. Как это изменило наш образ жизни и мироощущение? Об этом мы расспросили профессора отделения культурологии факультета философии НИУ Высшая школа экономики Яна Левченко.

ВИРУС СДЕЛАЛ НАС ПЕРСОНАЖАМИ ФИЛЬМА “20 ДНЕЙ БЕЗ ВОЙНЫ”

- Ян, в соцсетях мы регулярно читаем некрологи о людях, заболевших коронавирусом. Многие начинают день, заглядывая в Яндекс - сколько заразилось, сколько умерло? После долгого перерыва смерть вернулась в орбиту близких мыслей человека, сделает ли это нашу жизнь более осмысленной?

- Осознание хрупкости жизни — благотворный эффект пандемии. Может быть, это звучит цинично, но человечество никогда не жило так хорошо, как в послевоенную эпоху. Исторические уроки, как известно, никогда и никого не учат. Мы видели, что человек, грубо говоря, зажирается и начинает воспринимать беспрецедентный рост благосостояния, как должное. Это наблюдалось до пандемии на всех уровнях общества: пожилые люди зачастую кичились своими достижениями и говорили молодежи: вы ничего не стоите, это мы создали тот мир, в котором вы живете. Молодежь, в свою очередь, доказывала, что рост качества жизни — это ответ как раз на ее высокие притязания. Со второй половины прошлого века, когда появилась массовая культура и общедоступные технологии, вдруг выяснилось, что жизнь строится на алчности, безудержном потреблении и развлечениях на ярмарке тщеславия. Было понятно, что так долго продолжаться не может. Мы зашли в тупик, выходом из которого, как показывает историческая практика, обычно бывает страшная война. По счастью, в этот раз дело не дошло до кровавой гекатомбы, которая при современном уровне развития очень быстро унесла бы сотни миллионов жизней...

- Нам повезло с коронавирусом?

- Да, в какой то степени. Потому что бесконечное бахвальство социальных групп и индивидов не могло не привести к социальному взрыву. И мы уже наблюдали его признаки с начала XXI века в виде мирового терроризма, роста националистических настроений и прочего консервативного реванша. В этом смысле пандемия это замена войны, мы оказались вынуждены переключить внимание и пересмотреть приоритеты. Хотя бы частично. Мы стали чаще задумываться о смысле собственного существования, о судьбе близких и тех, кто нас окружает.

- Значит, вы не верите в теорию о том, что пандемию организовали для того, чтобы поработить человечество?

- Безусловно, под прикрытием пандемии мы видим рост контроля со стороны государства во многих странах. Но, мне кажется, сегодня можно провести параллель с той ситуацией в начале Великой Отечественной войны, когда в СССР наметился тренд на рост общественного согласия и ослабления механизма страха и паранойи, на которых страна держалась перед войной. И руководство страны, запустившее накануне машину Большого террора, вынуждено было обратилась к народу со словами “Братья и сестры!”. Ему пришлось идти навстречу церкви, вести переговоры с уцелевшими иерархами и запускать заново совершенно замерший перед войной механизм духовности.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни