ТОП 10 лучших статей российской прессы за
March 18, 2025

Покупаю дребедень каждый день

Рейтинг: 0

Автор: Наталья ВАРСЕГОВА. Комсомольская Правда. Москва

Страсть к интернет-шопингу стала настоящим недугом для многих россиян. Как распознать болезнь и победит ее?

ПИПИДАСТР РАЗДОРА

В прошлом году приятель вдрызг разругался с женой. Дело дошло до развода. И когда мировая судья спросила о причине расторжения брака, тот, не задумываясь, ответил: «Пипидастр».

- Простите... пипи... что? – слегка опешила судья.

- Пипидастр, - невозмутимо ответил истец. – Метелка, чтобы пыль смахивать.

Судья хотела что-то еще уточнить. Но тут мужика прорвало. Года три назад его благоверная вдруг «подсела» на маркетплейсы. Озон, Вайлдбериз, Яндекс-маркет… Зараза оказалась хуже соцсетей. Последние только время отнимают, эти же еще и деньги. Покупалось практически все без разбора: от всякой ерунды типа новых мыльниц, подставок под ноги, крючков и подсветки на унитаз до свитеров, платьев, спортивных костюмов, курток. Практически каждый день жена отправлялась в пункты выдачи заказов и выходила оттуда, увешанная пакетами.

- Барахла дома накопилось столько, что вторую квартиру надо под него покупать, - возмущался приятель в суде. - Она не только зарплату спускала, но и в рассрочку покупала, и кредитку потратила.

Последним шагом к разводу стал тот самый разноцветный пипидастр, в сериалах им красиво смахивают с полок пыль горничные...

ЛИСТАЙ И НАСЛАЖДАЙСЯ

История о шопоголизме стара как мир, но в последние времена приобрела новую тональность. Если раньше шопоголики по магазинам с пакетами бегали, теперь достаточно иметь смартфон. Минпромторг подсчитал: в 2024 году 84% россиян покупали что-либо на маркетплейсах. 80% из них - два-три раза в месяц. При этом в прошлом году только на одежду и обувь интернет-покупатели потратили больше 1,9 трлн рублей. Такие выводы сделали аналитики Moneyplace, изучив продажи со складов двух крупных маркетплейсов Ozon и Wildberries.

- Прирост продаж одежды и обуви со складов маркетплейсов относительно 2023 года составил 109%, - комментирует аналитик Анастасия Романова.

Всего же за прошлый год россияне потратили в онлайн-магазинах 9 трлн рублей - таковы данные Ассоциации компаний интернет-торговли. Столько же за год тратит российская казна на здравоохранение, ЖКХ, образование, охрану окружающей среды, культуру, СМИ, спорт и обслуживание госдолга. Суммарно!

При этом за год наши расходы на шопинг в интернете выросли на 41%. А чего бы им не расти, когда процесс стал таким удобным! Но есть и побочный эффект: маркетплейс-наркомания прочно входит в нашу жизнь, и остановить ее ой как непросто.

- Маркетплейсы устроены так, что они подталкивают к покупке, - объясняет психолог Александр Невеев. - Постоянные мнимые скидки, возможность доставки и безналичного расчета... Однако простоты покупки недостаточно для того, чтобы впасть в зависимость. Есть даже такой термин – шоппинг-терапия. Это означает, что, когда человек что-то покупает, он испытывает приятные эмоции. В итоге вырабатывается рефлекс.

К тому же, по словам эксперта, само пребывание на маркетплейсе является для многих людей приятным времяпрепровождением. Можно прокручивать ленты в соцсетях, а можно - в маркетплейсах, и это тоже дает приятные ощущения и подталкивает к покупке.

- С одной стороны, таким способом можно организовать свое время, заполнить пустоту, отвлечься от негативных переживаний, - объясняет Александр Невеев. - С другой стороны, можно действительно удовлетворить свои потребности или, по крайней мере, получить рефлекторное удовольствие.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни