Если Адам и Ева наказаны смертью и страданиями за то, что ослушались Бога и попробовали плод познания, то почему должны страдать и умирать животные?
Вопрос о страданиях и смерти животных в контексте грехопадения Адама и Евы и его последствий можно расширить до пределов вообще всего мироздания. Почему страдают животные, почему случаются цунами, наводнения, ураганы, почему гибнут растения, наконец, почему люди, потомки Адама и Евы, которых не было в раю в момент грехопадения, не блаженствуют на земле, а мучаются, испытывают неудобства, борются за свое существование?
Из первых глав книги Бытие следует, что не только бытие человека и животных, но и вся природа в ее многообразии имели иное качество. В библейском тексте каждый этап творения словно бы запечатывается фразой и увидел Бог, что это хорошо (Быт 1:18), которая отражает красоту и совершенство мира. Сотворив Землю с ее удивительной флорой и фауной, Господь наконец создает Свое самое совершенное творение — человека. При этом сам этот творческий акт выглядит иначе. Бог творит человека, мужчину и женщину, по образу Своему (Быт 1:27), благословляет его и передает ему господство над миром:
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт 1:28).
Созданный из праха земного (Быт 2:7) человек стал носителем образа Божия, соединил в себе и материальное, и духовное начала. Он был как бы связующим звеном между Творцом и остальным творением, призванным через непосредственное, живое общение с Богом и возрастание в Нем реализовывать волю Божию и Его промышление о тварном мире. Эта миссия человека выражена в эпизоде, когда Адам нарекает животным их имена, то есть выявляет их сущность, обозначает их место, роль и предназначение.
Мир с точки зрения христианского богословия не имеет в себе источника жизни. Как творение, он существует только в силу своего отношения к Творцу, причастности к Божественными энергиям. Но эту причастность он в свою очередь обретает через человека, источник жизни которого тоже в Боге. По сети гуляет мем: «Я в детстве мечтал быть космонавтом, но в результате стал космосом». Очень точно подмечено. Человек действительно вмещает в себя весь космос, является венцом творения, воплощает в себе все многообразие Вселенной. Эта мысль не нова. Она была характерна и для античной натурфилософии, где для выражения идеи о человеке как вселенной в миниатюре использовался термин «микрокосмос», и для раннего христианства. А один из великих учителей Церкви, святитель Григорий Богослов пошел дальше, назвав человека, обладающего способностью к богообщению, макрокосмосом, то есть великим космосом внутри малого, видимого и материального. И пока Адам и Ева находились в раю, в гармонии с Богом, доверяли Ему и в общении с Ним черпали радость и мудрость, вокруг них, в мире животных и растений, так же царила гармония.
* * *
Тезис второй: первые люди не имели четкого осознания того, что есть добро и зло. Они жили в добре и не знали иного способа существования. Отведав запретный плод, Адам и Ева совершили предательство Бога, проявили недоверие Ему, сознательно и добровольно отвернулись от источника добра и жизни. Зло, совершенное ими, вошло в природу человека, а через него во весь мир, который в силу своей оторванности от Бога стал подвержен тлению и смерти.
Но вот Адам и Ева нарушили единственную заповедь — вкусили плод с древа познания добра и зла и были изгнаны из рая. Почему? За что такая строгость? Важно понять, что речь тут идет не о каком-то наказании или мести со стороны Бога. Еще раньше, только давая эту заповедь, Господь предупредил: от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2:17). Бог заранее предупреждает о последствиях, которые неминуемо наступят, если заповедь будет нарушена. Страдания и смерть, которым стал подвержен человек, — не наказание Божие, а последствие выбора Адама и Евы.
Что же все-таки произошло в тот момент? Почему надкусывание плода повлекло за собой череду таких трагических событий?
Дело в том, что мир, где жили Адам и Ева, уже был знаком со злом. Оно появилось вследствие того, что один из высших ангелов (по преданию, его звали Денница, или Люцифер) возомнил себя подобным Богу, восстал против Своего Творца, но, естественно, потерпел поражение. Сатана, что в переводе с иврита означает «противник» (так стали называть с тех пор Люцифера), и другие падшие ангелы оказались в аду, в глубинах преисподней. Этот образ бездонной глубины, который является как бы антиподом Неба, подчеркивает максимальную удаленность, отвернутость от Бога. Вот как об этом говорит в Ветхом Завете пророк Исаия: В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви — покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горé в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис 14:11–15). На этом изломе противления Богу и возникло зло — не как некая самостоятельная сущность, а как состояние сознательного противоборства Господу, Который есть абсолютное добро и благо. В этом смысле ад — это не столько место, сколько способ бытия бесов и нераскаянных грешников, которые по своему свободному выбору отвернулись от Источника любви, света и добра и тем самым обрекли себя на столь жалкое существование. Как пишет преподобный Исаак Сирин, «грех, геенна и смерть вовсе не существуют у Бога, ибо они являются действиями, а не сущностями».
Сложно сказать, насколько Адам и Ева были «в теме» того, что произошло задолго до их появления на свет. Однако несомненно одно: полного, основанного на опыте знания того, что такое зло, у них не было. Что же касается добра, то оно было естественной средой их существования, содержанием их жизни в гармонии с Богом, в которой не было моральных противоположностей, таких как грех и праведность. Состояние первых людей можно сравнить — конечно, очень приблизительно — с состоянием новорожденного, который воспринимает себя и свою мать как единое целое, полностью растворяет себя в материнской любви и привязанности. Он ничего не знает о физиологических и психоэмоциональных механизмах его связи с матерью, особенностях нейронных сетей, сенсорной интеграции. Ему просто хорошо у нее на руках. По этой аналогии можно сказать, что объективного знания о добре у Адама и Евы тоже не было. Задача человека состояла в том, чтобы возрастать в добре и благе, которые находят свое совершенное выражение в Боге, и в себе возводить к Богу все мироздание. Но это практическое возрастание, этот свободный выбор добра был возможен только через волевое усилие следования замыслу Творца.
Но человек, подобно древнему Люциферу, который в образе змея не случайно фигурирует в первых главах книги Бытие, восстал против Бога и таким образом выбрал зло и опытно приобщился к нему: сознательно нарушил заповедь Божию, предал своего Творца, попрал его доверие и сам перестал Ему доверять.
Адам и Ева захотели достичь богоподобия, которое должно было стать результатом постепенного усвоения ими в раю Божественных свойств, здесь и сейчас, легким, необременительным путем.
Как пишет Симеон Новый Богослов, человек вкусил с древа познания, «надеясь, что действительно станет богом», будучи прельщен, по выражению другого христианского богослова, преподобного Иоанна Дамаскина, «ложной надеждой на обóжение». В тот же момент Адам и Ева утратили ту живую, непосредственную связь с Богом, которая была основой их блаженного состояния, главным условием пребывания в раю, давала им возможность реализовывать в своей жизни замысел Бога о человеке и всем тварном мире. Это тотчас же отразилось на их восприятии Бога и отношении друг к другу. Они вдруг начали бояться Бога — раньше это просто не приходило людям в голову; прятаться от Него, что само по себе абсурдно, прикрывать свою наготу листьями — признак утраты целостности бытия, когда Адам и Ева перестали быть одной плотью (см. Быт 2:24), индивидуализировались, стали как бы чужими друг другу. В таком состоянии человек просто не мог оставаться в раю, он стал чужд всему тому благу, в котором он пребывал до этого, а общение с Богом уже не приносило той радости и наполненности, было отягощено чувством вины и предательства.
Выбор Адама и Евы в пользу зла означал их отпадение от Бога как источника жизни. Это кардинальным образом изменило их природу. Согрешив, человек стал смертен, а через него вместе с грехом смерть вошла в мир, распространившись не только на людей, но и на животных, рыб, насекомых и других существ. Грехопадение Адама и Евы, описанное в книге Бытие, привело к падению всего вообще. Их ослушание Богу нарушило изначальную гармонию и чистоту сотворенного мира, в результате чего и человек, и природа стали подвержены тлению, процессам распада и энтропии — закономерностям, описывающим необратимое стремление к хаосу и деградации. Стали такими, какими Бог их не задумывал (и в этом смысле бóльшая часть того, что сегодня кажется нормой бытия, вовсе не нормально). В богословии это называется космическим последствием греха — из-за первородного греха человечества весь мир подвергся порче.
Апостол Павел в своем Послании к Римлянам упоминает, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим 8:22). Это означает, что все творение оказалось вовлечено в последствия человеческого грехопадения. Животные и весь окружающий мир мучаются и умирают как часть общей испорченности, вызванной нарушением Божиего порядка. И хотя они лично не виновны в первородном грехе, с ним их связывает «дурная наследственность», в силу которой люди в плане личных грехов повторяют путь противления воле Божией, выбранный Адамом и Евой, а животные страдают, причем не столько от абстрактной жестокости мира природы, сколько от последствий человеческой деятельности.
При этом на вопрос нашего читателя, почему первые люди согрешили, а остальные люди и живые существа должны страдать, христианство отвечает однозначно: не должны! И это не выдуманный ответ, который дается просто с целью утешить. Это ответ Самого Бога, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2:4), а миру желает блаженства. Христианство говорит: хотя и люди страдают, и вся тварь <...> стенает и мучится, этого быть не должно, Бог против этого. И в этом проявляется трезвое понимание глубины той ямы, в которой мы все с нашими любимыми животными оказались.
Но есть и хорошие новости, точнее одна — абсолютно прекрасная и замечательная. Бог не просто не хочет страданий людей. Видя, что у человека, желающего выбраться из этой ямы (а желают этого, кстати, далеко не все, некоторым она стала комфортным домом), не получается сделать это самому, Сам спускается в эту яму, чтобы помочь людям, а вместе с ними всему творению Божию, из нее выйти. И новость о том, что выход открыт, — это и есть суть той книги, которая так и названа: Благая весть, или, по-гречески, Евангелие.
* * *
Тезис третий: чтобы помочь человеку вернуться к Богу, Бог сам стал человеком. Он воплотился на земле, пострадал, умер и воскрес. Своей жизнью, смертью и воскресением Господь искупил грех Адама, победил грех и смерть и открыл человеку путь к Себе — Источнику жизни и бессмертия.
В Евангелии рассказывается, как грех и смерть, которые вошли в мир через Адама, были упразднены, уничтожены Иисусом Христом — Сыном Божьим, Который родился на земле от Духа Святого и Девы Марии, воспринял падшую человеческую природу, прожил совершенную жизнь, не совершив в ней ни одного греха, добровольно пострадал и умер за грехи всего человечества. Своей жизнью, во время которой Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:8), Иисус реализовал замысел Бога об Адаме. Как Адам, ослушавшись Бога, добровольно и свободно выбрал зло и уклонился от своего Создателя, так и Христос по Своему человечеству свободно и добровольно проявил послушание Небесному Отцу и в конце земного пути, взойдя на Крест, совершил величайший акт любви и самоотвержения. Но на этом история не заканчивается. После Своей смерти на третий день Христос воскрес, а до этого — сошел во ад, куда сходили все усопшие от Адама, уничтожил его и вывел оттуда души людей. Своей смертью Сын Божий уничтожил смерть, как поется в пасхальном тропаре, «смертью смерть поправ», а в воскресении вернул всем нам возможность вечной жизни с Богом.
Как же Христос победил смерть, если люди по-прежнему умирают? Тут есть несколько аспектов. В христианстве смерть понимается не только как физическое прекращение жизни, но и как духовное отделение от Бога. Когда апостол Павел пишет, что грех привел к смерти (см. Рим 6:23), он имеет в виду не только физическую смерть, но и отлучение от Бога. Христос же своей смертью и воскресением победил прежде всего эту — духовную — смерть, разрушил преграду, отделявшую нас от Бога, дал людям возможность примирения с Богом и вечной жизни. Вместе с тем воскресение Христа рассматривается как победа над смертью и в буквальном, физическом смысле. Он воскрес из мертвых и тем самым показал, что смерть с тех пор не имеет над человеком окончательной власти. Хотя люди действительно продолжают умирать физически, христиане утверждают, что для верующих во Христа физическая смерть — это не конец, а переход в новую форму жизни, в общение с Богом в вечности. Это временное состояние, которое длится до всеобщего воскресения мертвых — одного из ключевых догматов христианства. Именно в момент всеобщего воскресения Бог восстановит мир в его изначальном состоянии — без греха и смерти. Смерть физическая окончательно исчезнет, а люди обретут новые, преображенные бессмертные тела. Последний же враг истребится — смерть, — пишет об этом апостол Павел (1 Кор 15:26). После этого в мире уже не будет ни смерти, ни болезней, ни страданий, но, по слову того же апостола, будет Бог все во всем (1 Кор 15:28).
Постойте, а как же животные, что будет с ними? Ведь изначально вопрос был именно о них. Точный ответ на этот вопрос вряд ли можно дать.
* * *
Тезис четвертый: мы не знаем наверняка, будут ли животные вместе с людьми жить в обновленном мире. В церковном предании есть разные мнения на этот счет. Но в чем мы твердо убеждены: если человек будет стараться не грешить и жить по заповедям Божьим, страданий в мире, в том числе и среди животных, станет меньше.
В Откровении, данном нам в Священном Писании, эсхатологическая перспектива для животных практически никак не описана. Однако у пророка Исаии мы встречаем такой образ будущей преображенной земли: Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена вéдением Господа, как воды наполняют море (Ис 11:6–9). Для любителей животных это очень утешительный пассаж.
В пользу того, что животные будут вместе с людьми в обновленном мире, высказывались и некоторые святые отцы. Так, в толковании на приводимый выше отрывок из пророка Исаии раннехристианский апологет священномученик Ириней Лионский, споря с теми толкователями, которые видели в этом описании лишь красивую аллегорию, пишет: «Знаю, что некоторые пытаются относить это к диким людям, принадлежащим к различным народам и разных занятий, которые уверуют и, уверовав, сойдутся с праведными. Но хотя и ныне это справедливо в отношении к некоторым людям из различных племен, приходящим в единомыслие веры, тем не менее в воскресении праведных сбудется и относительно тех животных». О том, что в будущем произойдет обновление всего тварного мира, а не только человеческого рода, рассуждал и преподобный Симеон Новый Богослов. Однако, поскольку эта тема никогда не находилась в центре богословской дискуссии в Православии, вопрос о животных остается открытым.
«Скорбит земля, деревья и трава исчезают, звери и скот, и небесные птицы погибают из-за беззаконий сынов человеческих» — эта фраза из молебна о сохранении творения Божия выражает печаль природы и живых существ, которые страдают вследствие грехов и нечестия людей. Господь подчинил человеку весь мир, передав ему тем самым и ответственность за то, что происходит на нашей земле, за тех существ, которые ее населяют. Поэтому состояние окружающего мира напрямую зависит от того, что в душах и умах людей и, как следствие, — в их делах.
Если человек стремится к Богу, старается стать лучше, идет по жизни вслед за Христом, если мы «возделываем мир Божий во благо душам и телесем нашим» (из молитвы о благостоянии мира), то это не может самым позитивным образом не отразиться на природе с ее многообразной флорой и фауной. Вряд ли можно сказать, что творение мира, который, с точки зрения Самого Создателя, хорош весьма (Быт 1:31), было ошибкой Бога, а значит, есть надежда, что преображение, которое ожидает всех нас в конце времен, станет преображением и всего космоса, когда не только люди, но и весь животный и растительный мир тоже обретут жизнь в ином качестве, и будут новое небо и новая земля (Откр 21:1).