Персонал крупных госкорпораций готовится собирать чемоданы. Еще летом на Петербургском экономическом форуме президент Владимир Путин поручил Кабинету министров разработать проект поэтапного переноса крупных государственных компаний из Москвы в регионы - главным образом на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток. Обосновывается это тем, что офисы компаний должны быть ближе к местам их основной деятельности. Добываешь нефть в Тюменской области - вот и базируйся именно там, а не в столице.
Но главная проблема в другом: основная масса налогов, которые платят крупные корпорации, работающие по всей стране, оседает по месту их регистрации. То есть в Москве. Мы изучили ситуацию и выяснили: из 100 крупнейших госкомпаний России больше 60% зарегистрированы в Москве. В том числе и те, которые связаны с таким «нестоличным» бизнесом, как, например, добыча и транспортировка полезных ископаемых.
Все это крупнейшие налогоплательщики, в значительной степени формирующие столичную казну, которая составляет пятую часть от бюджета страны.
А что же региональные бюджеты? По данным рейтингового агентства АКРА, только 28 из них завершили 2023 год в плюсе, а в 61 расходы превышают доходы.
Суммы налоговых поступлений, которые для столичного бюджета - капля в море, для регионов могут оказаться манной небесной.
- Например, Газпром, который в 2021 году переехал из Москвы в Санкт-Петербург, за год до релокации внес в бюджет Москвы порядка 160 млрд рублей, - заметила «КП» директор исследовательского центра «Аналитика. Бизнес. Право» Венера Шайдуллина. - Это всего 5% налоговых поступлений столицы, но в Санкт-Петербурге такая сумма составила бы целых 25%!
Что уж говорить о более скромных регионах.
В РЕГИОНЫ ХЛЫНУТ ДЕНЬГИ И КАДРЫ
- Основной кусок регионального «налогового пирога» - это налог на прибыль. Сейчас он составляет 20%, из них 17% идет в регион, где зарегистрировано предприятие. С 2025 года налог составит 25%, и в регионы будет уходить 18%, - пояснила «КП» руководитель департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при Правительстве РФ Любовь Гончаренко.
В случае переезда уйдет в регионы и налог на доходы физлиц (НДФЛ) работников этих корпораций. По Налоговому кодексу, где зарегистрирована компания, в тот регион и выплачивается НДФЛ (независимо от того, где зарегистрирован или физически находится сам работник).
Эти два налога - основа региональных доходов. Но деньги - это еще не все.
- Переезд будет способствовать и решению кадровых проблем, - рассказал «КП» депутат Госдумы, бывший мэр Мурманска Алексей Веллер. - Присутствие крупной компании в регионе - это высокооплачиваемые и стабильные рабочие места. Образованным и профессиональным специалистам не нужно будет уезжать в Москву.
Появление топовых компаний даст импульс и для развития инфраструктуры.
- В регионе появятся платежеспособные покупатели, что сразу почувствуется в строительстве, торговле, ресторанном бизнесе, сфере услуг, - считает завкафедрой ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финансового университета при Правительстве России Александр Цыганов. - Даже несколько сотен таких людей могут значительно изменить деловую и досуговую атмосферу в городе.
ПРОЦЕСС ПОШЕЛ
- Идея перемещения крупных компаний из Москвы в регионы не нова, - рассказала «КП» гендиректор коммуникационного агентства КРОС Екатерина Мовсесян. - Еще во времена Юрия Лужкова она обсуждалась как один из способов решения проблемы с московскими пробками.
Да что там Лужков!
- Русские ученые, еще начиная с Ломоносова, указывали на необходимость сбалансированного территориального и экономического развития страны, - поведала «КП» доцент кафедры институциональной экономики ГУУ Светлана Сазанова. - Спустя века такой план был разработан под руководством академика Вернадского и должен был начать реализовываться с 1916 года, однако Первая мировая война и революция сдвинули его на начало 20-х годов. За время советской власти в Сибири и на Дальнем Востоке были созданы промышленные предприятия, электростанции, вокруг них вырастали крупные города...
В 2019 году Минэкономразвития подготовило проект Стратегии пространственного развития регионов, в котором предусматривался переезд штаб-квартир госкорпораций и их «дочек» из Москвы и Питера в 18 регионов страны - от Воронежа до Владивостока. А в 2021 году уже сам Путин на «Прямой линии» заявил о переводе в Сибирь компаний и головных офисов, которые, как он сказал, «работают в Сибири, а основные налоги платят, к сожалению, в Москве».
И лед тронулся. Вскоре Москву оставил Газпром, правда, осел не в Тюмени, а в Санкт-Петербурге. Переезд, к слову, растянулся, и только в нынешнем мае столичная недвижимость Газпрома была выставлена на продажу.
А следом столицу покинула и компания «РусГидро» (владеет большинством гидроэлектростанций страны. - Ред.) - в Красноярск переместились исполнительный аппарат и девять подконтрольных обществ.
Но Москва, скорее всего, не заметит потери этого бойца. «РусГидро» с самого основания зарегистрирована в Красноярске, налоги выплачивает в нескольких регионах, а отчисления в Москву составили в 2023 году чуть больше 2 млрд рублей - это меньше тысячной доли от столичных доходов.
КТО НЕ ХОЧЕТ УЕЗЖАТЬ
Почему переезды нередко идут со скрипом?
- Крупные компании решают не только корпоративные, но и государственные задачи. Поэтому мы должны быть, как говорится, на расстоянии вытянутой руки от центров принятия решений - Кремля, правительства, Госдумы, - объясняет «КП» топ-менеджер одной из нефтяных компаний, пожелавший остаться неназванным. - Кроме того, переезд - это колоссальные затраты.
А вот рядовые сотрудники столичных офисов нередко готовы ехать куда Родина прикажет.
- Я люблю бывать на объектах - одной командировки в полтора месяца мне мало, - сказал знакомый, руководитель среднего звена в одной из крупных нефтяных компаний, прописанных в Москве. - С хорошим бонусом, позволяющим хотя бы 1 - 2 раза в месяц летать на выходные в Москву, я бы без разговоров поехал в отдаленный регион.
Но есть и такие, кто уезжать из столицы не хочет - те, у кого в городе пожилые родители, или у супругов такая работа, что нет смысла ее терять, либо дети учатся в хороших школах и желательно не прерывать обучение.
- Для таких случаев возможна удаленная работа, - считает Любовь Гончаренко. - Если работодатель будет зарегистрирован, например, в Якутске, то НДФЛ за сотрудника, работающего удаленно из Москвы, все равно будет идти в бюджет Якутии.
КАК ИСХОД КОМПАНИЙ ОТРАЗИТСЯ НА СТОЛИЦЕ
Десять лет назад приводились такие данные: если крупнейшие компании покинут Москву, они «заберут с собой» 20% платежей, которые шли в столичный бюджет.
- Не исключено, что за этим последует возвращение субвенций (компенсаций из федерального бюджета) на поддержание столичного статуса. Хотя с учетом поэтапности процесса и его растянутости во времени негативных последствий можно будет избежать, - говорит Цыганов.
Понятно, что переезжающие компании перестанут снимать в столице дорогущие офисы и платить за их аренду. Но это не проблема.
- Это даст возможность роста для других компаний, которые займут освободившиеся площади, - отметил гендиректор компании «Квартирный доктор» Никита Куценко.
А еще есть у экспертов надежда, что отъезд корпораций благоприятно скажется на дорожной обстановке и экологии - машин в городе станет меньше.
ДОРОГА ДАЛЬНЯЯ
Так куда могли бы переехать компании, прописанные в Москве, но работающие в регионах?
Например, ПАО «Федеральная сетевая компания - Россети» могла бы освоить Сибирь. Там, кстати, уже работает ее структура «Россети-Сибирь». Расположиться штаб-квартира головного офиса могла бы в Абакане - поблизости от Саяно-Шушенской ГЭС, крупнейшей по мощности электростанции России.
Входящая в корпорацию «Ростех» «Объединенная авиастроительная корпорация» могла бы переехать из Москвы в Приволжский федеральный округ.
- Экономически это оправдано обеспеченностью региона высококвалифицированными трудовыми ресурсами, научными, инженерными школами, а также местоположением, позволявшим оптимизировать издержки, - считает Светлана Сазанова. - В регионе расположены мощные центры авиастроения: в Ульяновске «Авиастар-СП», в Самаре - «Авиакор», есть еще Казанский вертолетный завод, Саратовский авиазавод, Пермский моторный завод… Всего в округе располагается около 140 предприятий авиастроения, что составляет половину мощностей страны.
Вообще в Сети появилось множество идей, кого куда выселить из Москвы.
«Росатом», например, предлагают переселить в закрытый город Саров, где расположен знаменитый ядерный центр - Всероссийский НИИ экспериментальной физики. Но Нижегородская область слишком близко от Москвы, а президент призвал развивать восточное направление. Так что «Росатом» можно перевести в Новосибирск, поближе к Академгородку, там есть Институт ядерной физики.
Для «Роснефти» вариантов - хоть отбавляй: от Самотлора до Нового Уренгоя, это крупнейшие центры добычи черного золота.
АО «Российские ипподромы» тоже можно было бы перевести в Сибирь. Больших денег это не даст, но все ж развлечение. В Новосибирской области уже лет 10 говорят о развитии коневодства и конного спорта.
А в Москве и без скачек развлечений хватает.
А КАК У НИХ?
Бизнес не стремится к централизации
В других странах роль столиц не так велика. Например, в США несколько деловых центров, самые крупные, помимо Нью-Йорка, это Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Чикаго, Хьюстон... Почему же там бизнес не стремится к централизации?
- В США государство законодательно отделено от бизнеса, поэтому ему нет необходимости быть поближе к структурам власти, - сказал «КП» научный руководитель экономического направления Института США и Канады Виктор Супян.
Впрочем, государство в экономике США присутствует, но в роли пожарной команды. Если какой-нибудь город приходит в упадок, оно создает там привлекательные условия для других видов бизнеса.
- Например, после того, как из США стали в соответствии с возросшими экологическими требованиями выводить в другие страны тяжелую промышленность, сталелитейный центр Кливленд пришел в упадок, - рассказал Супян. - Но вскоре там стало развиваться здравоохранение. И теперь в Кливленд ездит лечиться чуть ли не вся Америка.
В Германии, наоборот, государство активно представлено в советах директоров, в наблюдательных советах компаний. Но в стране велика и роль федеральных земель. Поэтому для предприятий центр притяжения - не столица государства, а столица земли (Мюнхен, Гамбург, Штутгарт и т. д. - всего 16 городов).
Еще пример - Словения. Там, как и у нас, бизнес концентрировался вокруг столицы.
- В 2003 году правительство решило перенести часть организаций из Любляны в регионы, - рассказала «КП» преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Екатерина Будкина. - После этого экономический рост в этих районах в течение первых пяти лет увеличился на 15%.
ОФИЦИАЛЬНО
Минфин - «Комсомолке»: Сборы должны потечь в регионы
«В целях принятия решения о целесообразности перемещения компаний в субъекты РФ рассматриваются следующие критерии: объем выручки и прибыли компании, количество сотрудников головной организации в Москве, размер активов, возможный объем перераспределения налоговых поступлений, а также возможные способы перемещения. При этом ключевым эффектом от перемещения компаний ожидается перераспределение налоговых поступлений в субъекты РФ, в том числе налога на прибыль и налога на доходы физических лиц», - официально ответили в Минфине на запрос «КП».
Какие конкретно организации могут быть переведены из Москвы в регионы? Как уточнили в Минфине, это те, которые упомянуты в распоряжении правительства РФ от 23 января 2003 г. № 91-р. Из 54 компаний 33 зарегистрированы в Москве (некоторые из них - в рубрике «Наглядно»).